Обратная сторона социальных сетей, или Как Инстаграм стал ловушкой для молодого поколения

Совсем недавно со мной произошла странная вещь. Я размышляла о том, как здорово было бы провести время с кем-то из знакомых, кто мне нравится, как вдруг осознала: я думала не о нас вместе. Я представляла, как бы мы выглядели со стороны, если бы другой человек смотрел наши Instagram Stories

Я была потрясена тем, что социальные сети, самолюбование и вуаризм стали оказывать на мои мысли настолько сильное влияние. Ведь на самом деле так быть не должно. Но факт остается фактом: быть миллениалом в нашем гиперсвязанном мире — значит находиться в нескольких реальностях: одновременно жить своей жизнью и оценивать ее со стороны, гадая, насколько то или иное событие будет интересно окружающим. “Как много лайков соберет этот пост? Насколько я забавная? Горячая? Не выглядит ли это слишком отфотошопленным? Или слишком обычным?”.

Все мы что-то публикуем, ищем момент, чтобы рассказать историю из жизни, ежедневно выкладывая кучу контента. Настолько много, что порой мы практически убеждены — лента Инстаграма показывает нас таких, какие мы есть; более настоящих, чем в реальности.

Каждый пост в Инстаграме становится показателем любви окружающих к нам. Молодежь шутит про то, что пользователи создают из себя бренд — изящную, хорошо продаваемую версию самого себя. Если задуматься, это и есть показатель нашей самооценки и коммуникабельности по отношению к миру.

Мой “бренд” вкратце можно описать так: много черного, зачесанные волосы, обувь Tabi от Margiela, рюкзак Prada, хоррор-фильмы 70-х и Синди Шерман. Назовите любую вещь и я отвечу, подходит ли она моему бренду. Кэти Акер и сфинксы — да, Чарльз Буковски и спаниели — нет.

Моя профессиональная жизнь на должности главы Dazed Digital предлагает бесчисленное количество возможностей, чтобы похвастаться перед подписчиками тем или иным гламурным снимком: модные показы, бесплатные вещи, встречи со знаменитостями. Часть моей ежедневной рутины — ведение Instagram-аккаунта с многотысячной аудиторией, так что я понимаю, как работает эта платформа.

Набрать индивидуально настроенную аудиторию, состоящую из преданных поклонников, было бы хорошим карьерный шагом, как для увеличения аудитории моего рабочего аккаунта, так и для того, чтобы полностью превратить род своей деятельности в контент, начав зарабатывать по 10 тысяч долларов за один пост. Именно так современная культура определяет понятие успеха.

Я ощущаю некое давление, чувствую потребность выглядеть хорошо. Это возникает оттого, что каждый раз, открывая телефон, я начинаю сравнивать себя с известными персонами и их эстетикой, особенно с людьми из модной индустрии, где внешний вид очень важен. И это напряжение чувствую не только я.

Исследование Королевского общества здравоохранения о влиянии социальных сетей на британскую молодежь связывает использование таких платформ, как Инстаграм, с тревогой, депрессией, отсутствием сна, недовольством своим телом и страхом упустить какое-либо событие. Исследование называет Инстаграм платформой, наносящей молодежи больше всего вреда, особенно девушкам.

Недавно Кармен Папалука, профессор университета Нотр-Дам в Австралии, предоставила Dazed результаты своего исследования женской части пользователей Инстаграма от 18-ти до 25-ти лет. “Все зашло намного дальше, чем просто желание быть похожей на кого-то, — объясняет Кармен. — Теперь речь идет о целой жизни”.

 Согласно исследованию Кармен, эта  проблема относится скорее к женщинам около 25-ти лет, чем к подросткам и двадцатилетним (которые, в основном, чувствуют дискомфорт по поводу своего тела). Я знаю это чувство настолько же, насколько боюсь разрушить внешний лоск абсолютной уверенности в себе, которая, как нам говорят, обязательна для успешной карьеры в фэшн-индустрии.

 Несколько недель назад я ездила по работе Шанхай, и там был шикарный дом. Но несмотря на это, десяти секунд ленты Инстаграма было достаточно, чтобы я почувствовала себя неудовлетворенной своей жизнью в сравнении с теми, как живут (или изображают) другие.

На прошлой неделе я выложила в Инстаграм историю о моих сложных отношениях с социальными сетями. Было много откликов, многие говорили мне: мы устали. Мы “отредактировали” те части самих себя, которые нас не устраивают, по своей воле стали пустыми строками ключевых слов, созревших для сбора данных, передали свои эмоции алгоритму, который понимает нас лучше, чем мы сами.

Казалось, что решение крылось в создании “finstas” — фейков, приватных аккаунтов со странными именами и небольшим количеством подписчиков. Там можно было почувствовать свободу выражения. Но со временем и эти профили стали еще одной ролью, которую необходимо играть. И тут возникает вопрос: где же заканчивается наш собственный “бренд” и начинается истинная сущность? Кем бы мы были без телефонов?

Нетрудно догадаться, почему фильм “Матрица” послужил вдохновением для многих модных коллекций в этом году, а  Lil Miquela, виртуальный Инстаграм-блогер, самым обсуждаемым инфлюенсером за последние годы. Все потому, что, как гласит описание профиля Джея Альварреза, аудитория которого насчитывает почти 6 миллионов, все мы “потеряны в симуляции”.

В прошлогоднем отчете о тенденциях исследовательская компания Box1824, анализируя “тревоги” поколения миллениалов, высказала предположение, что для поколения родившихся после 1998 года все будет по-другому. Это поколение они называют GenExit, а не Gen-Z (Generation Z). “GenExit знает, что создавать “бренд” из себя  — ловушка, — говорит Box1824, отмечая, что это поколение отдает предпочтение Снэпчату с его эфемерной натурой. — Они не хотят тратить свои силы и эмоции ради самопродвижения”. Свобода и изменчивость — ключевые понятия для поколения Z.

Так что надежда, может быть, еще есть. Хотя бренды, спонсирующие посты Инстаграм-звезд, вряд ли хотят услышать это. Нельзя говорить точно, что предсказания Box1824 окажутся верными, что мое волнение разделяет большинство или что социальные медиа не удастся использовать умеренно и для благих целей. Также можно упомянуть, что бренд-личности, особенно в моде, не были изобретением эпохи Интернета; социальные медиа лишь дали персональным брендам толчок в развитии.

Эта статья не имеет цели атаковать тех, кто стал влиятельной фигурой или сделал превосходную карьеру благодаря медиа. И мы ни в коем случае не обязаны переходить обратно на телефоны-раскладушки и переезжать жить в пустыню. Но некоторым молодым людям, с тревогой листающим ленту иллюзий, созданных с большим трудом… стоит задуматься над моими словами. Если социальные сети становятся причиной стресса, а не способом общения, образования, развлечения или еще чем-то положительным, то пришло время переосмыслить и преодолеть тоталитарную власть над нашими чувствами и эмоциями.

Не знаю, как вы, но я так больше не могу. Несмотря на то, что у меня есть обувь Tabi и рюкзак от Prada, я не бренд. Я личность.

По своей воле я перебралась в пещеру Платона, наблюдая за Instagram Stories вместо теней на стене, и теперь мне нужно найти путь обратно к свету.

Перейти к источнику