Такаси Мураками — мой любимый художник
Релевантное
Популярное


Это предпоследний день подготовки к выставке Такаси Мураками Heads – Heads, над которой работали 70 человек, треть целой армии сотрудников Kaikai Kiki Gallery, все они трудились над возведением экспонатов в нью-йоркской галерее Perrotin. После месяца подготовки в здании царит невероятная атмосфера с концентрацией энергии такой силы, будто она может вырваться наружу в любой момент.

Директор Kaikai Kiki Шиничи Китахара размахивает лазерной указкой и направляет её на пустую стену. Три ассистента переносят часть триптиха и ставят её на место, указанное Шиничи. Помощники начинают одновременно устанавливать картину с золотыми листьями, которая будет центром всей композиции, в то время как Шиничи сверкает взглядом и даёт указание выключить свет.

Усердный труд, сопровождающийся строгими указаниями, подходит к концу после двух часов работы, и вдруг в галерее становится необыкновенно тихо. Сотрудники собирают свои инструменты в чемоданчики, очищают залы от мусора и направляются в комнату отдыха, дюжина работников толпится у кухонной стойки, в то время как другие собираются ради щедрой порции рамена за круглым столом. Облаченные в черные пальто и кожаные ботинки в зал входят два помощника Такаси и сообщают, что Мураками будет на месте через 15 минут.

Ровно через 15 минут черный минивэн подъезжает ко входу, команда из четырех человек выходит из автомобиля и только потом появляется сам Такаси. Художник, известный на весь мир, благодаря ежегодным выставкам, дизайну альбома Канье Уэста и коллаборациям с Uniqlo UT, вываливается из машины и приветствуют публику. Вместо того, чтобы войти в галерею, Мураками перебегает дорогу и заглядывает в бутик Extra Butter. Один из ассистентов подзывает коллегу и сообщает ей об этом необычном поступке – все должно быть задокументировано.

Воодушевленный выбором, Такаси начинает прицениваться к обуви и одежде внутри магазина. Пока он идет к кассе, протягивает свою руку и проводит ее сквозь ряды обуви с какой-то детской наивностью, бдительно изучает аксессуары и предметы домашней утвари за стеклянными витринами. Он покупает две ароматические свечи и пару фирменных футболок Extra Butter, дальше соглашается на селфи с сотрудниками бутика и наконец заходит в галерею Perrotin, где его уже ждут подопечные.

«Я не стремлюсь к славе и никогда не мечтал быть знаменитым. Очень важно не заскучать от самого себя, чтобы зрители, в свою очередь, не устали от моего творчества».

Мураками медленно обходит первый этаж, сложив руки за спиной, пока помощники семенят за ним. Шиничи оказывается за спиной Мураками, чтобы рассмотреть масштабную композицию «Flowers», состоящую из 8 высоких панелей, и они оба отмечают пару мелких недочетов, которые предстоит исправить команде.

Десять помощников выступают вперед и начинают подробно фотографировать все недочеты. Потом показывают кадры Мураками и Шиничи для утверждения. Другие ассистенты пристально изучают другие элементы картины, чтобы не допустить изъянов в других местах. После нескольких кругов вокруг экспозиции и бесчисленных фотографий весь персонал KaiKai собирает все свои вещи и покидает галерею, направляясь в студию Такаси на Лонг-Айленде.

«Даже те сотрудники, которые работают со мной давно, иногда могут упустить маленькие детали. Именно поэтому я так много времени уделяю каждому моменту экспозиции».

Расположенная в бездушном коммерческом районе Лонг-Айленд Сити студия Мураками может быть сравнима с легендарной фабрикой Энди Уорхола. От укладки шелковых экранов до прикрепления золотых листьев, большинство персонала Такаси занимается одной простой задачей, которые они оттачивают до идеала. Они послушно выполняют свои роли, каждая из которых прописана на доске при входе в студию на фоне вырезанного портрета каждого из работников.

В складском помещении студии находится самодельная спальня художника — кусок картонной коробки, на котором лежат два блока из мягкой пены.

«Если я отдыхаю больше 6 часов, мне сразу становится не по себе, кажется, что я очень ленюсь, и сразу же приступаю к работе».

На следующий день Мураками проводит время в офисах флагманского магазина Uniqlo на 5-ой Авеню. После попытки прорваться сквозь ряды преданных фанатов японца, одетых в одежду неоновых оттенков и фирменные плюшевые бейсболки Flower, мы наконец добираемся до комнаты самого художника. По сравнению с предыдущей встречей, когда мы увидели Мураками воодушевленным, сейчас он задумчиво сидит за столом в одной белой майке, синих штанах и кастомных Air Jordan 1, которые сделал его друг Джошуа Видес. Со временем все больше журналистов и репортеров заходят внутрь и садятся напротив художника, чтобы обсудить предстоящие мероприятия.

После трех сессий интервью Мураками готовиться надеть один из своих фирменных костюмов. Художник запросто набрасывает на себя многослойный наряд, который, казалось бы, невозможно надеть так быстро. Мураками облачается в фирменную куртку с изображением Дораэмона и дополняет ее подходящей плюшевой шляпой. Он с помощниками выходит наружу, за ними следует целый отряд охраны, снаружи Такаси ослепляют вспышки камер и смартфонов.

Мураками, работы которого оценивают в миллионы долларов, никогда не жаждал славы.

Несмотря на то, что сегодня Мураками один из самых востребованных художников современности, его восход к славе приходился с очень скромных начинаний.

Мураками родился и вырос в послевоенной Японии, в городе Сака, название которого переводится как «склон». Семья художника жила у подножия холма.

«После переезда в столицу отец содержал всю семью, работая водителем такси по ночам. Мой папа приходил домой к 7-8 часам утра, в то время как я и мой младший брат собирались в школу. Он часто делился с нами тем, как он вынужден был выкидывать пьяных пассажиров, и только после этого мы уходили в школу. Тогда мне казалось, что так живут все люди, проживающие в Токио того времени».

Рассказы о пассажирах-дебоширах и о разных неординарных личностях легли в основу известной картины художника «Arhat».

Мураками справлялся с трудностями с помощью научной фантастики и манги.

«Я серьезно увлекся сай-фай и стал отаку и гиком. Сейчас я понимаю, что чтение манги для меня было своего рода эскапизмом, побегом из реальности».

Что касается успеха в творчестве, это не то, к чему изначально стремился художник. Наоборот, Такаси был больше заинтересован в изучении растений и животных в средней школе. Несмотря на свой неподдельный интерес, мечты Мураками стать зоологом или ботаником быстро сошли на нет – в 9 классе его учитель сказал, что у Такаси не хватает академического потенциала для данной профессии. Интерес к искусству зародился у Мураками в 12 классе, именно тогда его любовь к окружающему миру и природы вылилась в первые наброски для композиций Flowers и ушастых персонажей Kaikai Kiki, которые появились в его работе Superflat.

Родители содержали сына и оплачивали его обучение вплоть до 28 лет и были необычайно горды, когда художник смог обратить на себя внимание мировой общественности.

«Когда ко мне пришел успех, мой отец уже успел состариться, а мать начала опасаться всего. Мне кажется, я пытался отблагодарить родителей и позаботиться о них в полной мере, но тогда у меня не было больших денег и поэтому я нейтрально отношусь ко всему этому».

Сегодня новые предложения продолжают поступать художнику. Совсем недавно Мураками стал одной из самых значимых фигур в стритвире и сообществе сникерхедов, его первым шагом в этом направлении можно назвать дизайн обложки для Канье Уэста в 2007 году.

«Сперва мне казалось, что я не вписываюсь в сообщество этих ребят, я не смогу сесть с ними за один стол, потому мы не сможем найти общий язык».

Неважно, будь это любовь к моде, необычные наряды или новые творческие проекты, отдача Мураками своим фанатам окупилась сполна — сегодня он культовая личность. Его фанатами являются как и известные творческие люди, к примеру, KAWS и Дэниэл Аршам, так и подростки, которые носят фирменные футболки Kaikai Kiki.

Должны ли художники жертвовать своей фантазией в угоду интересам своих последователей? Для Мураками вопрос стоит иначе, его воля к творчеству сопряжена с разочарованием — он не хочет подвести близких и своих сотрудников, если вдруг провалит задуманный проект.

Такая идеология позволила Такаси получить новую роль: он уже не просто художник в привычном понимании, он лидер мнений и визионер, который постоянно испытывает радость и отчаяние, в то время как ему удается все дальше раздвигатьграницы в бесконечном мире собственных фантазий.

Интересное в категории Мода