Наследие Мартина Марджелы в пяти культовых вещах его модного дома

Пока в Париже во всю идет знаковая выставка работ Марджелы, мы более подробно рассмотрим то, что как ничто другое может охарактеризовать таинственного дизайнера — его  творчество.

Неважно, что бельгийский дизайнер Мартин Марджела отказывался говорить о своей одежде — за исключением редких интервью по факсу или незначительных реплик, передаваемых представителями модного дома. Его коллекции сами по себе были сильным высказыванием. Не будет лишним сказать, что современная мода — и мужская, и женская — началась с Марджелы: то, как он «разрушал» одежду, а затем заново создавал её или превращал мусор в сокровище: сломанный фарфор, соломинки или шнурки для обуви переделывались в предметы, которые теперь можно было надеть.

Влияние Марджелы настолько сильно, что отличительные черты его дизайна, когда-то странные и чужие – объёмные пропорции, потёртые края, гибридизация одежды – теперь не кажутся таковыми. Их заимствуют другие дизайнеры. Работа Марджелы значима как никогда, так как мода снова оглядывается на 90-е годы. Совсем недавно, во время мужских показов в Париже, креативный директор Vetements (и бывший сотрудник Margiela) Демна Гвасалия вдохновился DIY-духом Марджелы. Коллекция воспевала творчество Марджелы: ботильоны таби на манер Демны и принты, нарисованные детьми, как те, которые Марджела использовал когда-то для приглашений на шоу. Фанаты Maison Martin Margiela (которых много) после шоу делились впечатлениями о референсах, которые им удалось заметить.

«Его влияние в моде безоговорочно, – говорит Александр Самсон, куратор новой выставки Margiela / Galliera, 1989-2009 в парижской «Palais Galliera» — первой выставки в городе, посвящённой творчеству неуловимого дизайнера и созданной с его помощью (по слухам, Марджела находился на выставке во время пресс-релиза). — Он – один из немногих современных дизайнеров, который полностью поставил под вопрос систему моды, начиная с идеи и до презентации коллекции, используя всё, что мода всегда скрывала: накладки, производственные процессы и прочее».

Марджела оставил свой одноимённый бренд в 2009 году и в последующие годы избегал публичности. Теперь же он выступил в качестве художественного руководителя ретроспективы своих работ. Хотя сам он ее так не называет – по словам Марджелы (переданным, естественно, через куратора), «эта выставка больше, чем ретроспектива. Это реституция эпохи 1989-2009 годов, основанная на памяти, которая, кажется, немного стёрлась».

Выставка появилась в подходящий момент. Желание Марджелы оставаться анонимным стало его отрицанием влияния СМИ на моду, влияния, которое с тех пор увеличилось вдесятеро. Он всегда был смелым – и теперь еще больше, из-за отказа от публичной жизни, которую вынуждены вести другие дизайнеры. «Его идеи, обусловленные спонтанностью, теперь являются символами независимости», – говорит Самсон.

Мы изучили историю Марджелы через пять знаковых экспонатов парижской выставки.

1. Фарфоровый жилет, А/W89

С самого начала художественная линия дома опиралась на загадочность выбранных материалов. В этом фарфоровом жилете из коллекции A/W89 вы видите стремление Марджелы к разрушению – «la mode Destroy», как это называли сначала французы, – позднее более корректно выраженное как «деконструкция». Это слово определило его карьеру. Из разрушения – в этом случае фарфора – появился потенциал для новых форм. Осколки посуды возрождались и в других предметах одежды Martin Margiela, созданных со всей сложностью французского кутюр. Этот жилет, один из самых старых произведений на выставке, демонстрирует увлечение дизайнера перевоплощением разрозненных предметов в неожиданные новые формы.

2. Таби в граффити, 1991

Таби теперь настолько популярны в модных кругах, что трудно представить себе отвращение, которое они когда-то вызывали. Представленные в 1988 году как часть самой первой коллекции бренда, ботинки с разделённым носом стали символизировать эпоху Марджелы в целом. На том шоу Мартин облил обувь красной краской, благодаря чему ботильоны оставляли странный след на подиуме. «Зрители должны были заметить новую обувь. И что было бы более эффектным решением, чем это?», – сказал Марджела тогда. Граффитированная версия, созданная в 1991 году, является желанием дизайнера переработать даже собственный архив, хотя повторение стиля в его ранних коллекциях можно объяснить проще: «Вначале не было бюджета для создания новых форм, поэтому у меня не было другого выбора, кроме как продолжить играть[со стилем Таби]», – признается дизайнер.

3. Плоский пиджак без рукавов, S/S98

Марджела когда-то пользовался репутацией человека с маниакальным подходом к моде – на самом деле его одежда была выражением чего угодно кроме этого. Будучи прилежным учеником Королевской академии изящных искусств, он связывал свою работу как с искусством изготовления одежды, так и с идеями, которые они могли бы олицетворять. Так было и с пошивом одежды, в чем он был мастер, – взяв обычный скромный костюм, он разорвал и переделал его, стежок за стежком, изначально отвергая тяжелые плечики 1980-х годов ради чего-то более изящного. Этот пиджак из коллекции S/S98 обыгрывает пропорции. Дизайнер вдохновился бумажными вещами из предыдущей коллекции и создал «плоский» шов при помощи утюга.

4. Солнцезащитные очки Incognito, S/S08

Александр Самсон, куратор выставки, отмечает, что солнцезащитные очки «Incognito» S/S08 — одно из его первых воспоминаний о Марджеле, помимо 400 (или около того) других экспонатами выставки. «Я помню, что меня одновременно привлекали и отталкивали эти любопытные чёрные очки», – говорит он. Без оправы, в футуристичном стиле, они казались декларацией того, что Марджела был дизайнером, очарованным не только прошлым, но и будущим. Эта идея была подкреплена коллекцией, где Мартин представил одежду, навевающую воспоминания о героях Стар Трека. Это была новая итерация женщины в Margiela и шаг в сторону от DIY основ бренда. «Так появляется что-то сексуальное», – отметила Сара Моуэр в ревью той коллекции для Vogue.

5. Пальто-парик и парик, the 20th Birthday Show, 2009

Для шоу в честь 20-летия в 2009 году Марджела представил свои лучшие «хиты» – хоть и не в привычном для них виде. Дизайнер взял некоторые из своих памятных предметов одежды и представил их заново – в том числе пальто-парик и парик из коллекции Artisanal A/W05 . Вскоре после этого, в декабре 2009 года, Мартин покинул бренд. Таким образом, The 20th Birthday Show стал прощальной песнью Марджелы и воспоминанием о творческом потенциале знаменитого дизайнера.

Выставка Margiela / Galliera, 1989-2009 продлится в Palais Galliera до 15 июля 2018 года.

Перейти к источнику