Джефф Кунс о самопознании, перфекционизме и отличии искусства от порно

,Интервью с одним из самых востребованных художников современности на выставке Art Basel

Представьте – вы идете мимо красивого окна и видите в нем своё отражение. Вы можете остановиться, чтобы посмотреть на себя, поправить волосы, может быть, даже сделать селфи. На мгновение может показаться, что ваш образ не соответствует вашему внутреннему Я. Как вариант, вы можете просто пройти мимо, ни о чем не задумываясь. Наше отражение — это то, что позволяет вам видеть себя индивидуумом, некий акт самопознания, который отличает наше сознание от животных. И это один из основных концептов американского художника Джеффа Кунса, который посвятил свою карьеру исследованию вопроса самопознания. Нирвана Гареффа из команды Hypebeast встретилась с знаменитым художником на выставке Art Basel и взяла у него интервью. 

 

В этом году на выставке Art Basel в Гонконге все объекты Кунса установлены в зале Дэвида Звирнера. Вот колоссальных размеров экспонат в виде синей птицы с множеством мелких деталей, выполненных из полированной нержавеющей стали. Рядом с этим объектом стоит “непотопляемый” лебедь, создающий ложное впечатление невесомости; он тоже выполнен из нержавеющей стали.

Затем перед зрителем возникнет его искаженное отражение в лакированном синем шаре, который специально установлен поверх знаменитой картины эпохи Ренессанса. Вы можете поймать себя на мысли, что не помните название картины, потому что все ваше внимание будет уделено отражению, которое находится посреди шумной и многолюдной арт-выставки. Мгновение – и вот и вы уже сами становитесь частью знаменитого произведения.

 

Тема и источники вдохновения Кунса иногда могут быть восприняты как что-то легкомысленное или даже вымышленное – особенно такие объекты, как “Balloon Dog”, инсталляция из пластилина Play-Doh, “Щенок” или “Michael Jackson and Bubbles”. Все они очень напоминают детскую ностальгию, китч и образы из поп-культуры. Однако на самом деле работы художника берут свое начало из философии.

Кунс объясняет: “Одно из самых используемых слов в философии – это “познание”. Вот почему я всегда работаю с зеркальными и полированными поверхностями, и по этой же причине я использую их на этой выставке. Когда мы познаём вещи, мы принимаем реальность вокруг нас. Когда мы познаем себя через отражение, мы познаем всю вселенную, подтверждаем и осознаем свое существование в этом мире”.

 

И все же есть некоторые вещи, которые так и останутся непонятны зрителю. Например: где проходит грань между высоким искусством и обычным артом? Что отличает скульптуру Халка, которую причисляют к высокому искусству, от его изображения в комиксе? В чем шарик-собачка на детском празднике отличается от полномасштабной версии работы Кунса – его оранжевая собачка из воздушных шаров была продана за 58,4 миллионов долларов и побила рекорд по цене за арт-объект, проданный живым художником.

 

 

На вопрос, верит ли Джефф в разделение на высокое и низкое искусство, и где он себя видит в этом спектре, художник дает оптимистичный ответ:

“Я знаю, что существуют дискуссии о низком и высоком искусстве, но я никогда не вдавался в такие тонкости: я верю в искусство и его силу. Я думаю, что концепт низкого искусства становится синонимом осуждения и отчуждённости. В то же время, идея высокого искусства страдает той же проблемой: у людей создаётся ощущение, что необходимо обладать каким-то особым знанием перед тем как приступать к творчеству. В итоге вместо вдохновения у художника появляется все больше сомнений”.

 

 

Тяжелый труд при создании арт-объектов Кунса может показаться обычным делом, ведь всё выглядит настолько безупречным и реалистичным. У Кунса превосходный подход к своим работам, складывается впечатление, что перфекционизм является главной задачей художника. Сам Джефф так не считает: “Перфекционизм сравним с собакой, пытающейся поймать свой хвост. Это ни к чему не приведёт. Я верю в то, что зритель может понять реализм моих работ. В конце концов, людей не волнуют неодушёвленные предметы, это просто метафора для нас, художников, с помощью которой мы можем доносить ценности, которые нам важны”.

 

 

Для Джеффа проблема восприятия искусства остается ключевой – в его понимании она включает в себя исторический, трансцендентальный, метафизический, естественный и генетический вопросы. Как каждый организм реагирует на окружающую среду, адаптируется к ней посредством перемен и трансформаций, так и  культура меняет и постепенно воспитывает нас. Искусство созвучно нашему биологическому существованию, оно постоянно нас меняет.

Я изменился после того, как узнал о Эдуарде Мане, Мане — когда открыл для себя Гойю, Гойя — после Веласкеса, Веласкес — после античной культуры Древней Греции. В этом и заключается суть истории человечества и его развития — она настоящая. Искусство — это трансцендентность, искусство — попытка осознать то, что познать невозможно. И мои работы исследуют этот вопрос.

Из разговора с Кунсом становится ясно, что природа играет значимую роль в его жизни. Когда мы только начали диалог, я спросила: “Может ли он назвать самую красивую вещь на свете?” – на что Джефф ответил: “Если сузить до чего-то конкретного, то это будет что-то живое… Человеческое тело”.

Этот ответ стал более понятным, когда мы говорили о роли эротики в его работах.

Мне нравится метафизика, для меня это соединение настоящего с прошлым и будущим. И я люблю природу, люблю биологию, мне нравится идея вечности человека благодаря размножению. Это процесс познания и принятия. В мире существует множество предрассудков и иерархий, люди сталкиваются с тем, что им сложно принять собственное тело. Познание своей сексуальности и природы ведет к идее вечности.

 

Секс в творчестве Кунса имеет полярно разные воплощения.  Сначала он делал очень тонкие намеки, например, описав вазу полную цветов как “очень плодородную и сексуальную”, а затем привел очень грубые и громкие примеры —  один из них серия скульптур и фотографий “Made in Heaven”, которая изображает самого Джеффа, занимающегося сексом с его бывшей женой, итальянской порно-звездой Илоной Сталлер.

Где-то посередине между этими крайностями Кунс обращался к более скромному классическому эротизму. В его работе “Antiquity 1” женская статуя напоминает Афродиту Книдскую – одной из самых первых скульптур в мире, которая изображает женское тело в эротическом контексте. Существует легенда, что один из зрителей так был ошеломлен произведением искусства, что захотел изнасиловать скульптуру, оставив пятно на мраморе. В том случае, если произведение искусства действительно может вызвать оргазм (как и порнография), возникает закономерный вопрос: есть ли разница между искусством и порно?

Порнография рассматривает природу человека крупным планом. Вы можете рассматривать цветок, а можете рассматривать гениталии, и это будет познание своей природы. Важная вещь, которую нужно понять, будь то порно или искусство, это принятие. Если вы принимаете окружающий мир, то смысл жизни становится явным. Таким образом, порно, осознание и познание красоты находятся в одной области.

На протяжении всего нашего разговора Джефф Кунс не менял позы. Когда мы собрались прощаться, художник поделился с нами заключительной идеей, которая проливает свет на его источники вдохновения: “Когда ты организовываешь собственную выставку, ты держишь свои чувства и эмоции под контролем. Ты начинаешь понимать, что способен контролировать не только свои эмоции, но и эмоции других людей”.

Истоачник