Diet Prada – Instagram аккаунт, обличающий культуру заимствований в индустрии моды

Кому принадлежит идея? В мире моды ответить на этот вопрос не так-то просто. При попытке разобраться в индустрии, которая опирается на визуальные образы и которой свойственно заимствование трендов от именитых дизайнерских домов, порой найти доказательства кражи интеллектуальной собственности очень сложно. С другой стороны, всеобщее одобрение копирования одних и тех же трендов может уменьшить возникновение новых и уникальных дизайнов.

 

За последний год даже Gucci заработали себе репутацию «воров». Дом моды был уличен в заимствовании чужих образов, лого со змеями, звериных мотивов и дизайном пиджаков от Dapper Dan. Справедливо ли это, учитывая, что Gucci за последний год был одним из самых актуальных и нашумевших брендов?

Интеллектуальная кража в мире моды совершенно не нова, и такими вопросами обычно занимаются профессионалы. Появление доступа к архивным коллекциям известных брендов позволило внимательным поклонникам фэшн-индустрии находить случаи плагиата и публично об этом заявлять в социальных сетях. Аккаунт Diet Prada был создан в 2014 году в Instagram как анонимное сообщество энтузиастов, которые решили публиковать конкретные случаи копирования. Задача аккаунта – создать диалог с подписчиками, чтобы найти грань между «творческим наследием» и «наглым копированием». С оригинальным дизайном слева и плагиатом справа, Diet Prada стал онлайн-судьей, выносящей на обсуждения случаи идейного воровства. В комментариях к постам постоянно разворачиваются дебаты между сторонниками и противниками идейного заимствования. Например, когда Diet Prada заметили отдаленное сходство Fenty Beauty с обложкой журнала Numéro за 2002, фанаты Рианны завалили аккаунт шквалом критики.

Numéro 2002 vs Fenty Beauty 2017

Highsnobiety решил связаться с командой Diet Prada, чтобы узнать, как культура копирования убивает индустрию моды и есть ли какие-то способы это исправить.

HS: Начнем с основного. Кто скрывается за аккаунтом? Кто вы и чем занимаетесь?

Diet Prada: Нам нравится считать себя плодом любви Тима Блэнкса и Кэти Хорин. Фэшн-критика у нас в крови. Мы все в той или иной степени работали в индустрии моды, поэтому обладаем достаточного глубокими знаниями в этой теме.

TAKAHIRO MIYASHITA The SoloIst vs Heron Preston

HS: Что побудило вас создать аккаунт?

Diet Prada: Мы как-то работали все вместе над одним проектом и в процессе видели очень много случаев копирования. В какой-то момент эти случаи для нас стали локальной шуткой, а потом мы решили, что будет забавно выложить это в сеть.

Coach vs Calvin Klein S/S18

HS: Как вы проводите черту между откровенным воровством и «вдохновением»? Кто, по вашему мнению, худшие нарушители?

Diet Prada: Когда это исходит из большой любви к другому дизайну и это заимствование упомянуто, то это вдохновение. Если кто-то пытается умолчать об источнике вдохновения и нажиться на чужом успехе, то тут начинается опасная территория воровства. И сразу пример: детали сумок коллекции Pierce от J.W. Anderson скопированы с винтажной модели Hermès.

Hermès vs J.W. Anderson Pierce Collection
Hermès vs J.W. Anderson Pierce Collection

 

HS: Как вы думаете, почему мы видим все меньше оригинальных дизайнов, чем, скажем, 20 лет назад? Всему виной интернет?

Diet prada: Переизбыток доступной информации в интернете и непредсказуемый рынок. Никто не хочет рисковать, хватаясь за спорные, но уникальные идеи. Мы понимаем, что не так-то просто взять и создать новый дизайн или концепт с нуля без каких-либо отсылок к другим брендам, но все же это реально.

Gucci Cruise 2016 vs D&G F/W 2017

HS: Вы назвали работы Верджила Абло «бизнесом престижных подделок». Как вы думаете, понимает ли это он сам? Или это просто дух времени – перенимать то, что делали до тебя другие.

Diet Prada: Мы назвали это престижными подделками, потому что Верджил сделал очень резкий поворот в эстетике своих работ. Безусловно, он создал очень мощные образы, но на наш взгляд, целевая аудитория не понимает дизайнера. Каждый дизайнер должен развиваться в какой-то момент. Кто-то копает глубже, чтобы открыть для себя что-то по-настоящему уникальное, другие же занимаются переработкой идей, которые уже кто-то создал ранее. В стремлении отдать дань таким мэтрам как, Марджела и Ланг, Верджил смотрится блекло в их тени, а его дизайны кажутся плоскими. Суть одна, а источники вдохновения и посыл разный. Марджела свои работами пытается нам что-то сказать, а Верджил «что-то сказать» [прим.: речь о фирменных кавычках Off-White]. Дизайн в индустрии моды становится слишком однородным, все ищут вдохновения от одних и тех же ключевых фигур в мире моды.

Elisa van Joolen vs Off-White

HS: Так или иначе, все актуальные дизайны доходят до копий и подделок в ближайшем магазине, значит ли это что заимствование в моде неизбежно?

Diet Prada: Заимствование будет существовать всегда, но это не значит, что покупатели должны с этим соглашаться. 90% клиентов Zara, скорей всего, даже не знают, что они покупают копии известных брендов. Когда интересные и уникальные дизайны в процессе заимствования переделываются из грубых и дешевых материалов, они перестают быть такими уникальными. Мы не осуждаем и не обращаем внимания на такой масс-маркет, как H&M и Zara, это их бизнес модель. В этом нет ничего удивительного и интересного. Совсем другое дело, когда именитые бренды, которые претендуют на свою уникальность и историю, просто наживаются на чужих образах.

Как правило, те бренды, которые постоянно занимаются заимствованием, делают это из сезона в сезон или следуют макро-трендам. Как только появляется новое актуальное веяние, такие бренды пытаются изловчиться, чтобы как-то обосновать их резкий переход на массовый тренд. Мы могли это наблюдать, когда Пьер Паоло Пиччоли и Мария Грация Кьюри представили обновленный Valentino, тоже самое с Фиби Фило и Céline, похожие вещи мы видим сейчас с Gucci и Vetements.

Balenciaga F/W17 vs Off-White S/S18

HS: Что вы думаете о привлечении Даппер Дэна в недавней рекламной кампании Gucci, учитывая что дом обвиняли в краже его дизайнов?

Diet Prada: Кампания была крутой, но самое главное это их желание помочь Дэну снова открыть его легендарное ателье. Мы с нетерпением ждем результата такого сотрудничества.

HS: Вы пережили не один наплыв яростных поклонников того или иного дизайнера или бренда на ваш аккаунт, чему вас научили такие всплески агрессии, направленные на вашу работу?

Diet Prada: Чем больше шума, тем лучше. Мы не принимаем оскорбления на свой счет, практически под каждым постом комментаторы разбиваются на два лагеря. Этот аккаунт просто наша официальная позиция, и мы рады, что создали площадку, где любой такой же фанат индустрии моды, как и мы, может поучаствовать в дебатах.

Raf Simons vs Rosetta Getty

HS: Есть ли кто-то кто вам нравится своими свежими и интересными идеями в дизайне?

Diet Prada: Если бы не засилье архивных моделей YSL, мы бы сказали Jacquemus. Все что делает Симон Порт Жакмю, выглядит ново и свежо. Area Nyc очень крутые и конечно же, Prada

HS: Что, по вашему мнению, следует делать дизайнерам, когда они узнают, что их идеи были украдены?

Diet Prada: Зависит от ситуации, но они всегда могут связаться с нами. Если мы считаем, что случай копирования имеет место быть, мы обязательно это опубликуем. Недавно мы узнали, что Valentino приняли правильно решение, отозвав набор колец, который был скопирован у JESSIE V E, после того как подписчики Instagram провели небольшую кампанию по этому поводу. Копирайтинг и патент на интеллектуальную собственность в индустрии моды сопряжен с множеством проблем, поэтому мы надеемся, что наши действия смогут оказать положительные эффекты на борьбу с заимствованиями.

Jessie V E Number rings 2016 vs Valentino 2017