Бюро Snarkitecture: магазины – новые музеи?

Цифровая революция стала отправной точкой процесса по избавлению от ненужных в быту вещей и превращения их в материальные артефакты. С приходом новой эпохи газеты, телевизоры, радиоприемники и видеокассеты стали умещаться в корпусе телефона, становясь предметом ностальгии по ушедшему времени. И несмотря на то что современный шоппинг также постепенно переходит на режим “онлайн”, обычные магазины продолжают существовать, балансируя в каком-то неопределенном состоянии.

В индустрии моды существует своеобразное соревнование, кто сможет создать больше хайпа и заставить людей посетить их магазины вживую. И это работает. Простое упоминание таких слов, как “поп-ап”, “только оффлайн”, в нашей культуре становится сильнейшим механизмом. Когда вещи продаются в ограниченном количестве и в указанное время, у магазинов выстраиваются гигантские очереди. Но неужели это единственный вариант, чтобы хоть как-то привлечь посетителей внутрь?

Нью-Йоркское бюро Snarkitecture пытается ответить на этот вопрос, рассматривая посещение магазина в качестве похода в музей. Будь это потолок из бетонных  Air Jordan в нью-йоркском магазине KITH, большая инсталляция в виде дорожек с шариками для шведской фирмы COS или  полностью белое пространство с нависающими тканями с потолка для Valextra, основатели Snarkitecture Дэниел Аршам и Алекс Мустонен пытаются превратить шоппинг в сильнейшее впечатление.

Каковы главные проблемы при работе над интерьером помещений? На какие компромиссы приходится идти?

Дэниел: Наша главная проблема — это сроки. Часто клиенты приходят к нам с неправильным представлением того, сколько занимает времени та или иная работа. Я бы сказал, что мы очень продуктивны в исполнении задач в короткие сроки, но все же есть некоторые вещи, которые просто физически нельзя сделать за определенное время.

Алекс: При создании интерьера для магазинов всегда есть вызов, дающий свободу для творчества. Оформление магазинов — та сфера к которой к нам чаще всего обращаются клиенты. В работе над интерьером  приходится всегда учитывать риски, но тут так же больше пространства для того чтобы  сделать что-то неожиданное и запоминающееся . Такой свободы нет при проектировании, скажем, офисного пространства или жилого помещения. Нужно всегда думать, как разместить сам продукт, чтобы он органично смотрелся.

Когда вы начинаете работать с брендами для создания нового пространства, на какие вещи из  ДНК и эстетики бренда вы смотрите первым делом? Существует ли определенная схема для каждого сотрудничества?

Дэниел: Зависит от клиента. Например, при работе с KITH, для каждого магазина мы делали что-то новое, потому что поход в магазин Ронни Файга — это не только покупки, но и новый опыт. Покупатели во всех магазинах примерно одни те же, но каждое место дает разные ощущения, и продукт тут играет наименьшую роль. Но для других клиентов, например для KAWS, мы специально просматриваем портфолио и коллекции, чтобы использовать свойственные им цвета и текстуры.

Алекс: Да, все именно так, но мы никогда не прибегаем к прямому цитированию истории или эстетики бренда, а стараемся ее абстрактно интерпретировать в стилистике или философии Snarkitecture.

Споры о неминуемой гибели “оффлайн” магазинов уже давно не утихают, но ваше участие в этой теме немного меняет положение вещей. Как изменилась роль магазинов с приходом онлайн-торговли?

Дэниел: Это палка о двух концах. На каждый бренд, который заходит в тупик с торговлей только оффлайн, всегда найдется молодой бренд, который сталкивается с противоположной проблемой на цифровом рынке и испытывает потребность открыть собственное пространство. В этом, на мой взгляд, заключается весь смысл. Есть вещи, которые нельзя продать онлайн. Мне кажется, это связано с прямым визуальным контактом и пространственным ощущением не только продукта, но и того помещения, где он находится. Я говорю о каком-то предоставлении ДНК бренда, ведь сейчас люди больше заинтересованы в физическом, даже тактильном познании того или иного предмета. Это я говорю об осознании конкретной вещи в реальности, которой противостоит просто картинка в Интернете .

Алекс: Все, что ты можешь сделать в цифровой среде — создать изображения и распространить их в соц. сетях . Если же ты дизайнер, и ты известен в сети, как ты обустроишь пространство, чтобы показать его своей аудитории и покупателям? Мне кажется, этом случае имеет значение все, от локации до запаха. Когда ты заходишь в помещение, ты проникаешься глубоким впечатлением о вещи, которую хочешь создать.

Очевидно, что людей привлекает доступность и удобство онлайн-щоппинга, Какую бы вещь вы выделили, в которой онлайн-шоппингу никогда не превзойти обычные магазины ?

Дэниел: Например, у  KITH, у которого просто невероятный сервис и отношение к покупателю, ничто не может заменить предвкушение нового дропа, даже если он происходит онлайн. Создается определенная атмосфера, и она уникальна.  У меня появляется желание посетить место просто чтобы увидеть вещи вживую, и я иногда могу купить даже больше, чем собирался в Интернете. Или, например, colette. Ты просто  приходил сюда каждый раз, когда был в Париже, и не важно, собирался ли ты покупать что-то или нет.

Я уже понял, что все ваши работы ощущаются иначе и на них нужно смотреть своими глазами, но как вы думаете, могли бы вы создать нечто подобное в цифровой среде?

Алекс: Да, у нас есть определенный успех в медиа. Несмотря на то что ощущения от увиденного вживую кардинально отличаются от изображений, мы все же понимаем, что изображения могут передать наш месседж и эстетику помещения. Но можно ли полностью перенести это все в онлайн-магазин или приложение — уже другой вопрос, на который у нас пока нет ответа.

Дэниел: Когда мы только начали, у нас была четкая задача делать все в физическом формате, доносить наши идеи через какие-либо объекты. Но сейчас мы находимся в совершенной другой реальности, и у нас есть новые механизмы, которых не было 10 лет назад. Мы готовы к новым открытиям.

Расскажите о вашем самом сложном проекте.

Алекс: О, их даже несколько. Наверное, сразу в голову приходит наш первый заказ, это был поп-ап для Richardd Chai. Мы спроектировали и построили этот магазин за 3 недели, потратив 5 тысяч долларов. Вес процесс происходил у нас в бюро, и установка заняла всего 2 дня.

Дэниел: Все было сделано из одного материала.

Алекс: Наша идея состояла в том, чтобы сделать все из одного материала. Вместо того, чтобы создать пространство и наполнить его деталями, мы взяли целый блок исходного материала и уже в нем вырезали полки, столы и вешалки. Получилось так, что пространство было оформлено с использованием только одного материала. Помещение не очень-то походило на магазин, но в итоге пользовалось большим успехом.

Есть ли какие то проекты, которые вы бы хотели осуществить в будущем?

Дэниел: Мы всегда хотели перенести наши некоторые инсталляции, например,”The Beach”, в наш родной Нью-Йорк, потому что там почти нет наших работ.

Алекс: Я считаю, что есть еще очень много областей, где мы не успели поработать. Мы много работаем с магазинами,  но это не единственное наше занятие и интерес. Хочется постоянно расти и пробовать себя в новом — будь то отели, крытые парковки, музеи и любые другие места, где можно пофантазировать.

Дэниел: Да,отель от Snarkitecture это круто.

Там будут бетонные подушки?

У кроватей, да. На столик, куда вы кладете свой телефон.