Отступник: наследие альбома 808s & Heartbreak Канье Уэста

На этой неделе одному из самых обсуждаемых альбомов Канье Уэста «808s & Heartbreak» исполнилось 10 лет. И даже спустя столько времени многие пытаются повторить успех этой пластинки, а преданные фанаты и критики постоянно возвращаются к песням Канье тех лет.

«808s & Heartbreak» стал настоящей сенсацией в карьере одного из самых успешных музыкальных исполнителей. Как обычно бывает с творчеством Канье, людям понадобилось несколько лет, чтобы по-настоящему оценить альбом музыканта. В случае с «808s» этот период получился затянутым, но в итоге альбом навсегда оставил след в истории современной музыки. Включите песни из альбома сегодня и вы сразу же погрузитесь в мрак суровой действительности: в “Bad News” Канье отразил наше внутренне состояние, когда по новостям мы узнаем о многочисленных происшествиях, человеческих смертях и стихийных бедствиях.

Четвертый альбом Канье — чистый лист, этап некого перерождения. Можно поспорить, что ни один хип-хоп исполнитель не делал такие невероятные эксперименты в своей творческой карьере. Канье пошел ва-банк, рискнув всем, и показал себя с совершенно неожиданной стороны. Он соединил ДНК хип-хопа с энергичным импульсом поп-панка и электро-попа.

Начиная с дебютного альбома «The College Dropout» и заканчивая «Graduation 2007», Уэст выдает одну успешную пластинку за другой. Многие ожидают от Канье продолжения этой удачной серии. И осенью 2008-го выходит «808s & Heartbreak», который сразу же залетает на первое место в Billboard 200, после чего Канье стали восхвалять с удвоенной силой. Но при этом многие считали, что карьера артиста после такого успеха во время начала кризиса 2008 года пойдет на спад. Жертва собственной славы, черный PR и знаменитая выходка Канье на вручение наград MTV Video Music Awards — все говорило о скором закате карьеры музыканта. До прихода эры социальных сетей, реакция на альбом была многозначной и громогласной, к тому же не все принимали разнообразие звука в новой пластинке. А статьи многих критиков вряд ли возможно назвать лестными отзывами о творчестве Канье; Rolling Stone описал альбом как “достойный провал”, NME назвал это “грустными песенками” и рецензент от NPR призвал “ МС знать свои границы”, намекая на стремление Канье уйти к пению. Фанатам же прошлых альбомов Канье новое творчество их кумира показалось чересчур размытым, ведь теперь главенствующую роль занимали тусклые и мрачные мотивы.

Чтобы раскрыть смысл «808s & Heartbreak», нужно сначала понять, что сам Уэст вкладывал в эту работу. Песни увековечили эмоциональный шок, который пережил за последние годы артист, пластинка вобрала и связала в себе две потери, первая — это расставание с дизайнером Алексис Файтер и вторая, более глубокая и душераздирающая — смерть матери, Донды Уэст. Канье не раз отмечал, что душевная травма, которую он пережил, стала основополагающим катализатором для смены направления в его творчестве. “Если бы я не испытал эти потери, то скорее всего бы не смог найти силы для борьбы с консервативным мышлением” – рассказал Канье в интервью для VH1 в 2009.

Вышедший альбом стал очень живым и чувственным, кроме того Канье сделал то, чего не делали другие рэперы — публично рассказал о своих чувствах, переживаниях и горе, с которым он столкнулся. Эмоциональным апофеозом альбома стала песня Coldest Winter, прощальное “слово” музыканта, обращенное к двум самым важным женщинам в его жизни. Припев “I will never love again” ранит нас прямо в сердце, а грусть, которая только усиливается по мере нарастания бита, погружает в космическую оперу.

Стремление показать собственную уязвимость, чтобы стать ближе к слушателю, стало одним из трендов в хип-хопе. Самый коммерчески успешный альбом 2008 года «Thе Carter III» от Lil Wayne стал символом чрезмерного бахвальства, что по сути очертило будущее развитие хип-хопа. В то же время альбом получился личным, свежим и дерзким. Уэйн использовал автотюн для пения, что по сути положило начало новому веянию в хип-хоп индустрии. Но одним из первых использовать автотюн стал именно Канье: он хотел, чтобы в центре композиций был образ его самого, без всей богатой мишуры, полностью сфокусированный на передаче настоящих человеческих чувств со всеми их недостатками.

Творческий процесс Канье всегда строился на братстве и коллаборации, поэтому когда артист решил убрать все сэмплы из своего репертуара для грядущей пластинки, он решил обратиться к музыкантам, которые работали в новых направлениях. Над созданием альбома работали JeFF Bhasker и NO I.D. , а так же протеже Канье – Kid Cudi . Они помогли Канье создать безжалостные дистопичные треки, которые не пытались понравиться слушателю. Соул сэмплы и хип-хоп биты были заменены трелями, металлическими синтами и неистовым басом. Уэст заменил органические переходы паттернами драма, которые были добавлены с помощью драм-машины Roland TR-808, – цифры 808 из названия альбома. Благодаря помощи Джона Бриона, инди-артиста и давнего товарища музыканта, Канье смог показать эмоции с помощью синтетических звуков, например через опенер песни “Say you Will”, который подчеркивает двойственность личности Канье.

Знание Канье о легендах синт-попа 80-ых, таких как Гэри Ньюмен и New Order и их умении передать торжество чувств через строгий минимализм, легло в основу альбома. Канье уже не рэпер в этом альбоме, он становится киборгом, который вбирает в себя новую индивидуальную личность, которая пытается преодолеть металлическую пустоту внутри через пение. Если Andre 3000 популяризовал дуальность певца/рэпера, Канье выбрал использовал сторонние ресурсы, чтобы восполнить свои недостающие навыки. Уэст обратился к первопроходцу автотюна T-Pain чтобы научиться всем тонкостям манипуляции голоса, Канье двигало искреннее желание спеть и передать каждую эмоцию, и избавиться от негативного отношения вокруг автотюна, в качестве искусственного пения. Он хотел, чтобы автотюн стали принимать наряду с другими музыкальными инструментами.

Сегодня, присутствие автотюновых эмоций среди нового поколения рэперов невозможно отрицать. Все они вдохновились мелодичным и эмоциональным рэпом, который создал Канье. В запрограммированных баритоновых ругательствах “Love Lockdown” мы слышим отголоски сегодняшнего популярного мамбл-рэпа.

Да, мы можем винить Ye за это. И все же, 808s & Heartbreak — это неоценимый вклад в современную музыку. Так, например, гипертрофированную маскулинность, которая когда-то преобладала в рэпе, Уэст заменил унынием и отчаянием.

Стоит отметить Дрейк тщательно отобрал грустные мотивы Канье и создал свои хиты, посвященные расставанию, что только укрепило его статус непоколебимого артиста. Хочет ли он это признать или нет, но Champagne Papi во многом обязан Канье, который вдохновил его найти собственный авторский почерк. Его дебютный микстейп So Far Gone был наполнен эхом эры 808s, песня “Find Your Love” стала его самой значимой песней “в стиле Канье”, которая рассказывала о безответной любви.

Starboy от Weeknd — наследие Канье с его душераздирающими песнями, меланхолия Эйбела под синты Daft Punk очень напоминает R&B элементы 808s. Канье рискнул и смог придать человечности хип-хопу, что помогло будущим поколениям использовать в песнях самые глубокие и потаённые переживания.

Канье Уэст никогда не стремится ко всеобщей любви. Им движет желание развиваться, он понимает, что иногда нужно экспериментировать, чтобы добиться большего. Ни один его современный альбом не сравнится с 808s & Heartbreak в степени влияния на карьеру самого Канье, будь то громогласные протесты из Yeezus или искаженные глитчем композиции из The Life of Pablo. Можно сказать, что 808s — это последний альбом, где мы, простые смертные, чувствовали и понимали Канье. Из всего того хаоса эмоций, которым наполнен альбом, мы все же могли прочувствовать это, потому что переживания и чувства понятны каждому из нас. Сегодня Канье — это и авангардист, и философ-проповедник, и щедрый меценат, все это делает его далеким от нас и невозможным расшифровать. Именно в 808s & Heartbreak в последний раз Канье показал свое настоящее лицо.

Источник